Для родителей

Мой ребёнок не хочет читать!

Полезные советы для родителей.
 Часто слышишь от родителей: «Мой ребёнок не хочет читать! Я не знаю, что делать!»
  Как же помочь своему ребёнку и себе? Для начала обратитесь к учителю – логопеду, который даст необходимые рекомендации. Учитель – логопед подберёт, с учётом особенностей вашего ребёнка, специальные задания, необходимые для решения возникшей проблемы.
  И, конечно же, попробуйте помочь ребёнку сами. Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. Техническая сторона – это способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона: выразительность и понимание прочитанного.
  Очень важно, чтобы ребёнок понимал прочитанное, осознавал полученную информацию и чувствовал эмоциональную окраску текста. Но всё это возможно лишь при сформированном навыке чтения и высоком темпе чтения, за что и отвечает техническая сторона чтения. С её развития мы и начнём.
  Наш ребёнок боится читать, боится насмешек одноклассников, боится нашего недовольства и замечаний учителей. А давайте предложим ребёнку поиграть.  Продолжительность игры 15-30 минут. Заниматься желательно каждый день и уже через месяц Вы заметите изменения.
  Я предлагаю несколько приёмов, которые помогут улучшить технику чтения и заинтересовать ребёнка.
Упражнение 1.Чтение скороговорок. Задача состоит в том, чтобы чётко проговаривать слова, особенно окончания.
Упражнение 2. Динамическое чтение. На карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Упражнение 3. «Прыжки». Чтение через слово. Выполняя данное упражнение, мы тренируем произвольное внимание и глазодвигательную функцию.
Упражнение 4. Чтение текста через решётку. Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Тогда решётку не придётся двигать. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Упражнение формирует у ребёнка антиципацию (предвосхищение).
Упражнение 5. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистым листом бумаги прикрываем половину строчки так, чтобы были видны только верхние части букв. Читаем, двигая лист вниз. Сначала открыта большая часть букв, затем постепенно прикрываем.
  Аналогичное чтение строк с прикрытой верхней половиной.
Упражнение 6. Ищем конец предложения. Начинаем читать слова с конца предложения. Упражнение помогает развивать тонкие движения глаз.
Упражнение 7. Чтение слов в обратном порядке (справа налево).
Упражнение 8. Поочерёдное чтение слов слева направо и справа налево. Это упражнение  развивает речедвигательную и перцептивную системы при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые неожиданные комплексы. Часто обратное чтение слов вызывает у ребёнка большое затруднение, чем нормально читаемые слова, что помогает снять боязнь у ребёнка чтения обычного текста.
Упражнение 9. Чтение зашумлённого текста.
Упражнение 10. Чтение второй половины слова. Часто дети при чтении «проглатывают» окончания слов. Это упражнение помогает исключить данные ошибки, делая акцент на конце слова.
Упражнение 11. Чтение перевёрнутого текста. Страницу обычного текста мы переворачиваем на 90, 180 или 270 градусов. Такое чтение способствует формированию в памяти ребёнка целостных эталонов букв, одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым значением слов.
Упражнение 12. Чтение текста через строчку.
Упражнение 13. «Зачёркивание букв». Просмотри текст по строчкам и подчеркни букву «с», зачеркни букву «т», поставь точку под буквой «н».
  Эти упражнения выполняются в любом порядке. Они помогут вашему ребёнку сформировать интерес к процессу чтения и снять напряжение и тревожность. А так же автоматизировать побуквенный анализ и глазодвигательные, и речедвигательные операции, устойчивость внимания, слуховую и зрительную память на слова.
  И самое важное – это доброжелательное отношение к ребенку. Не ругайте ребёнка, а чаще хвалите. Никогда не сравнивайте результаты вашего ребёнка с результатами других детей. Желаю успехов!


Литература:
С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению.
Полезные ссылки

____________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий